• +7 (473) 249-27-79
Воронеж, Ленинградская ул, 50б

Развитие осязания и мелкой моторики

Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. 

По мнению И.М. Сеченова «только осязательное чувство развито у человека до степени органа, во многих отношениях сходного с органом зрения». Далее он пишет: «Зрячий избалован зрением в деле познания формы, величины, положения и передвижения окружающих его предметов. Поэтому он не развивает драгоценные способности руки давать ему те же самые показания, а слепой к этому вынужден. Его «чувствующая» рука является действительно заместителем глаза».
Дети с нарушением зрения (слабовидящие, частично зрячие и особенно слепые) воспринимают предметы окружающего мира  осязательно-зрительным или осязательным способом. 

Но, вследствие малой двигательной активности, мышцы рук детей с нарушением зрения (особенно у тотально слепых) оказываются вялыми или слишком напряженными. Это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности.

Осязательное восприятие осуществляется на основе взаимодействия различных видов чувствительности: тактильной, двигательной и температурной, которые возникают  в процессе работы  кожного и двигательного анализаторов. Наиболее развитой кожной чувствительностью к прикосновению и давлению обладает ладонь кисти и особенно пальцы (ногтевые фаланги).

Однако осязание может стать эффективным средством познания окружающего мира только при тренировке пальцев и ладоней рук в процессе выполнения различных видов предметно-практической деятельности.

При включении ребенка в предметно-практическую деятельность активизируются резервные возможности его кожного анализатора, вследствие чего повышается уровень всех видов осязательной чувствительности. Обучение способствует выработке тонких дифференцировок в кожном анализаторе.

Целью коррекционных занятий по развитию осязания и мелкой моторики является формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также обучение их приемам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов.

Осязательное обследование подразделяется на 2 этапа: общее ознакомительное беглое обследование предмета (изображения) в целом, затем сразу же следует уточняющее восприятие с выделением существенных (главных) признаков изучаемого объекта.

Обследование любого предмета или изображения проводится двумя руками, при  этом функции их разделяются: правая рука – поисковая, а левая – контролирующая. Однако обследование строго симметричных фигур (предметов, рисунков) проводится обеими руками, которые одновременно двигаются сверху вниз от верхней серединной точки. Способы обследования варьируются в зависимости от особенностей объектов.

Необходимо дифференцированно подходить к детям в зависимости от зрительного диагноза и уровня развития осязания, формировать навыки бисенсорного и полисенсорного восприятия (рационального взаимодействия осязания, имеющегося зрения и других анализаторов).
Проводятся индивидуальные, подгрупповые занятия в зависимости от развития осязательной чувствительности и моторики рук.


Каждое коррекционное занятие должно состоять из 2 частей:

  • Упражнения для рук (самомассаж, игры на пальцах и т. д.) необходимы, чтобы снять напряженность мышц кистей и пальцев рук, а также развить их подвижность и гибкость.
  • Ознакомление детей с приемами выполнения различных видов предметно-практической деятельности, развивающих тактильную чувствительность и мелкую моторику (осязательное или осязательно-зрительное обследование предметов, лепка, конструирование, аппликационная лепка и др.).

Литература:

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IY вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду/Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.