Доступная среда

Паспорт доступности ОСИ

УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!

"Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб" 
В.В. Путин
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:

  • Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)
  • Инвалиды с нарушением зрения и слуха
  • Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
  • Временно нетрудоспособные
  • Беременные женщины
  • Люди с детскими колясками
  • Дети дошкольного возраста.

Безбарьерная (доступная) среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.

Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.

 В современном обществе создание доступности образовательного пространства - приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). 

Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…"

Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

В современном образовании поставлена цель - обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.

Значения условных обозначений категорий инвалидов:

Инвалиды с нарушением слуха

Инвалиды с нарушением зрения

Инвалиды с нарушением интеллекта

Инвалиды на кресле-коляске

Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата

Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:

  • закономерности психического развития,
  • показатели здоровья дошкольников,
  • психолого-физиологические особенности,
  • уровень общего развития,
  • коммуникативные особенности и речевое развитие,
  • эмоциональное благополучие.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.

При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:

1.     Принцип развития - Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.

2.     Принцип природособразности воспитания - Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.

3.     Принцип психологической комфортности - Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного "эмоционального самочувствия".

4.     Принцип взаимодействия - Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.

5.     Принцип доверительного сотрудничества - Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.

6.     Принцип обучения деятельности - Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.

7.     Принцип здоровьесберегающий - Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.

Предоставление услуг на объекте МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 2»

  • Автостоянка (места) для инвалидов - отсутствует.
  • Пандус – имеется.
  • Адаптированные лифты – отсутствуют.
  • Раздвижные двери - отсутствуют.
  • Кнопка вызова персонала – имеется.
  • Вывески со шрифтом Брайля на контрастном фоне - отсутствуют.
  •  Спецоборудование для массовых мероприятий (звукоусилители) - отсутствуют.
  • Сурдопереводчик, тьютор - в штате отсутствуют.
  • Предоставление услуг в дистанционном режиме - не предоставляются.
  • Предоставление услуг по месту жительства инвалида - не предоставляются.


В МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 2» проводятся работы по созданию условий для организации доступной среды в соответствии с планом.

РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):

  • дошкольное воспитание;
  • внешкольное воспитание и образование;
  • среднее общее образование;
  • среднее профессиональное образование;
  • высшее профессиональное образование.


Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.

Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.

Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.

Родители (законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений.

Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Специально оборудованные учебные кабинеты

4 игровых помещения, 1 музыкальный зал, 1 коррекционно-развивающий  зал, 2 кабинета учителя-логопеда, 1кабинет учителя-дефектолога (тифлопедагога), 1 кабинет педагога-психолога, медицинский блок,  пищеблок, прогулочные площадки.

Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Практические занятия проводятся в групповых помещениях, коррекционном зале, в  кабинетах специалистов.  Групповые помещения и кабинеты МБДОУ оснащены средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими дидактическими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием и инвентарем в соответствии со спецификой образовательной программы.

Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В МБДОУ библиотеки нет. В каждой группе имеется "Центр книги", в котором подобраны произведения детской художественной литературы, познавательная литература для детей в соответствии с возрастными особенностями.  В методическом кабинете детского сада создана библиотека учебно - методической литературы и программно - методическое обеспечение в соответствии с реализуемыми образовательными программами

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

На территории МБДОУ имеется оборудованная спортивная площадка, в здании есть кабинет инструктора по физкультуре, где в специально оборудованных шкафах хранится спортивный инвентарь для занятий и праздников по физкультуре и спорту. Во всех группах имеются "Центр физического развития" со спортивными тренажерами для организации самостоятельной двигательной деятельности.

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Групповые помещения и кабинеты МБДОУ оснащены средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими дидактическими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием и инвентарем в соответствии со спецификой образовательной программы.

Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для обеспечения всех видов детской деятельности (игровая, познавательно-исследовательская, изобразительная, конструирование, двигательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкальная).

МБДОУ обеспечен средствами обучения и воспитания:

-печатные (учебные пособия, раздаточный и демонстрационный материал);

-электронные образовательные ресурсы (мультимедийное оборудование, обучающие презентации);

- аудиовизуальные слайды, слайд - фильмы (презентации), обучающие образовательные видеофильмы);

- наглядные плоскостные (плакаты, настенные карты, иллюстрации, магнитные доски);

- демонстрационные (гербарии, муляжи, коллекции, макеты, модели);

- учебные приборы (компас, микроскоп, оборудование для опытнической и экспериментальной деятельности).

 Во всех группах созданы условия для развития сюжетно-ролевых, театрализованных, дидактических, подвижных игр,  художественно-эстетической  и исследовательской деятельности детей.

Специальные условия питания

Весь процесс приготовления пищи происходит на пищеблоке.

Транспортирование пищевых продуктов осуществляется специальным автотранспортом поставщиков. продукты поставляются с обязательной документацией, подтверждающей их качество и безопасность.

В детском саду разработано 20-ти-дневное меню. Обеспечивается сбалансированность питания по белкам, жирам и углеводам. Блюда готовят строго в соответствии с технологическими картами. в пищеблоке установлен фильтр для воды с УФ-лампой. готовая пища выдается только после снятия пробы и соответствующей записи в журнале оценки готовых блюд. В детском саду организовано питание, включающее в себя: завтрак, обед, полдник, ужин. В меню каждый день включена суточная норма молока, сливочного и растительного масла, сахара, хлеба, мяса. Ежедневно в меню включены овощи, как в свежем, так и в вареном и тушеном виде, проводится круглогодичная С-витаминизация третьего блюда. Дети принимают пищу в групповых комнатах. При организации питания формируются культурно-гигиенические навыки, полезные привычки, закладываются основы культуры питания. Учитываются индивидуальные особенности детей (в том числе непереносимость ими отдельных продуктов и блюд).

Питьевой режим организуется в соответствии с санитарными требованиями, питьевая вода доступна детям в течение всего времени пребывания в детском саду, при организации питьевого режима используется кипяченая вода. Контроль за фактическим питанием и санитарно-гигиеническим состоянием пищеблока осуществляется медицинской сестрой, совместно с администрацией учреждения.

Специальные условия охраны здоровья

В МБДОУ созданы условия для безопасной жизнедеятельности детей в здании. Имеются все виды благоустройства, хорошие бытовые условия в группах и специализированных помещениях. В МБДОУ созданы санитарно-гигиенические условия, рациональная организация режима дня и образовательного процесса, условия для обеспечения достаточной двигательной активности детей, проведения закаливающих мероприятий, рационального питания, профилактики заболеваний.

 Медицинский блок оснащен необходимым медицинским оборудованием в соответствии с СанПиН, имеется необходимый минимум медикаментов,  имеется аптечка для оказания первой медицинской помощи. Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания.

В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующие мероприятия:

- проведение профилактических осмотров;

- мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;

- осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;

-обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;

- осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;

- осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.

Оздоровительная работа в режиме дня включает физкультурно-оздоровительные мероприятия: закаливание, гимнастику пробуждения, пальчиковые игры, ходьбу по массажным дорожкам, упражнения на релаксацию, зрительную гимнастику, занятия физической культурой в групповых помещениях, на улице, утреннюю гимнастику, динамические паузы и физкультминутки. В МБДОУ оснащен медицинский кабинет для офтальмологического аппаратного лечения.

Для оздоровления и профилактики заболеваний имеются бактерицидные облучателей для очистки воздуха в каждой группе и помещениях, которые посещают дети.

Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г.N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»).

Медицинское обслуживание воспитанников обеспечивает БУЗ ВО ВГБ №16 на основании договора об организации медицинского обслуживания. МБДОУ предоставляет помещение с соответствующими условиями для деятельности медицинских работников в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ, Уставом МБДОУ, Договором безвозмездного пользования.

врач: Авдеева Наталья Владимировна

медсестра: Добрачева Наталья Турсунбаевна

Часы работы:

Пн. 8.00-16.00

вт. 8.00-16.00

ср. 8.00-16.00

чт. 8.00-16.00

пт.8.00-16.00

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В МБДОУ  имеется доступ к сети Интернет.

Ресурсы сети Интернет используются для взаимодействия с родителями, обмена информацией с коллегами и в иной методической деятельности сотрудников учреждения. В ДОУ создан, постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В ДОУ обеспечивается доступ воспитанников с ограниченными возможностями здоровья к информационным ресурсам посредством использования в образовательной деятельности мультимедийных проекторов, ноутбуков