УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!
"Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб"
В.В. Путин
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:
- Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)
- Инвалиды с нарушением зрения и слуха
- Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
- Временно нетрудоспособные
- Беременные женщины
- Люди с детскими колясками
- Дети дошкольного возраста.
Безбарьерная (доступная) среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
В современном обществе создание доступности образовательного пространства - приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…"
Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
В современном образовании поставлена цель - обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.
Значения условных обозначений категорий инвалидов:
Инвалиды с нарушением слуха
Инвалиды с нарушением зрения
Инвалиды с нарушением интеллекта
Инвалиды на кресле-коляске
Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата
Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:
- закономерности психического развития,
- показатели здоровья дошкольников,
- психолого-физиологические особенности,
- уровень общего развития,
- коммуникативные особенности и речевое развитие,
- эмоциональное благополучие.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.
При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:
1. Принцип развития - Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
2. Принцип природособразности воспитания - Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
3. Принцип психологической комфортности - Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного "эмоционального самочувствия".
4. Принцип взаимодействия - Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
5. Принцип доверительного сотрудничества - Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
6. Принцип обучения деятельности - Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
7. Принцип здоровьесберегающий - Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.
Предоставление услуг на объекте МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 2»
- Автостоянка (места) для инвалидов - отсутствует.
- Пандус – имеется.
- Адаптированные лифты – отсутствуют.
- Раздвижные двери - отсутствуют.
- Кнопка вызова персонала – имеется.
- Вывески со шрифтом Брайля на контрастном фоне - отсутствуют.
- Спецоборудование для массовых мероприятий (звукоусилители) - отсутствуют.
- Сурдопереводчик, тьютор - в штате отсутствуют.
- Предоставление услуг в дистанционном режиме - не предоставляются.
- Предоставление услуг по месту жительства инвалида - не предоставляются.
В МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 2» проводятся работы по созданию условий для организации доступной среды в соответствии с планом.
РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):
- дошкольное воспитание;
- внешкольное воспитание и образование;
- среднее общее образование;
- среднее профессиональное образование;
- высшее профессиональное образование.
Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.
Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.
Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.
Родители (законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений.
Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Специально оборудованные учебные кабинеты
4 игровых помещения, 1 музыкальный зал, 1 коррекционно-развивающий зал, 2 кабинета учителя-логопеда, 1кабинет учителя-дефектолога (тифлопедагога), 1 кабинет педагога-психолога, медицинский блок, пищеблок, прогулочные площадки.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Практические занятия проводятся в групповых помещениях, коррекционном зале, в кабинетах специалистов. Групповые помещения и кабинеты МБДОУ оснащены средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими дидактическими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием и инвентарем в соответствии со спецификой образовательной программы.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МБДОУ библиотеки нет. В каждой группе имеется "Центр книги", в котором подобраны произведения детской художественной литературы, познавательная литература для детей в соответствии с возрастными особенностями. В методическом кабинете детского сада создана библиотека учебно - методической литературы и программно - методическое обеспечение в соответствии с реализуемыми образовательными программами
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
На территории МБДОУ имеется оборудованная спортивная площадка, в здании есть кабинет инструктора по физкультуре, где в специально оборудованных шкафах хранится спортивный инвентарь для занятий и праздников по физкультуре и спорту. Во всех группах имеются "Центр физического развития" со спортивными тренажерами для организации самостоятельной двигательной деятельности.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Групповые помещения и кабинеты МБДОУ оснащены средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими дидактическими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием и инвентарем в соответствии со спецификой образовательной программы.
Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для обеспечения всех видов детской деятельности (игровая, познавательно-исследовательская, изобразительная, конструирование, двигательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкальная).
МБДОУ обеспечен средствами обучения и воспитания:
-печатные (учебные пособия, раздаточный и демонстрационный материал);
-электронные образовательные ресурсы (мультимедийное оборудование, обучающие презентации);
- аудиовизуальные слайды, слайд - фильмы (презентации), обучающие образовательные видеофильмы);
- наглядные плоскостные (плакаты, настенные карты, иллюстрации, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, коллекции, макеты, модели);
- учебные приборы (компас, микроскоп, оборудование для опытнической и экспериментальной деятельности).
Во всех группах созданы условия для развития сюжетно-ролевых, театрализованных, дидактических, подвижных игр, художественно-эстетической и исследовательской деятельности детей.
Специальные условия питания
Весь процесс приготовления пищи происходит на пищеблоке.
Транспортирование пищевых продуктов осуществляется специальным автотранспортом поставщиков. продукты поставляются с обязательной документацией, подтверждающей их качество и безопасность.
В детском саду разработано 20-ти-дневное меню. Обеспечивается сбалансированность питания по белкам, жирам и углеводам. Блюда готовят строго в соответствии с технологическими картами. в пищеблоке установлен фильтр для воды с УФ-лампой. готовая пища выдается только после снятия пробы и соответствующей записи в журнале оценки готовых блюд. В детском саду организовано питание, включающее в себя: завтрак, обед, полдник, ужин. В меню каждый день включена суточная норма молока, сливочного и растительного масла, сахара, хлеба, мяса. Ежедневно в меню включены овощи, как в свежем, так и в вареном и тушеном виде, проводится круглогодичная С-витаминизация третьего блюда. Дети принимают пищу в групповых комнатах. При организации питания формируются культурно-гигиенические навыки, полезные привычки, закладываются основы культуры питания. Учитываются индивидуальные особенности детей (в том числе непереносимость ими отдельных продуктов и блюд).
Питьевой режим организуется в соответствии с санитарными требованиями, питьевая вода доступна детям в течение всего времени пребывания в детском саду, при организации питьевого режима используется кипяченая вода. Контроль за фактическим питанием и санитарно-гигиеническим состоянием пищеблока осуществляется медицинской сестрой, совместно с администрацией учреждения.
Специальные условия охраны здоровья
В МБДОУ созданы условия для безопасной жизнедеятельности детей в здании. Имеются все виды благоустройства, хорошие бытовые условия в группах и специализированных помещениях. В МБДОУ созданы санитарно-гигиенические условия, рациональная организация режима дня и образовательного процесса, условия для обеспечения достаточной двигательной активности детей, проведения закаливающих мероприятий, рационального питания, профилактики заболеваний.
Медицинский блок оснащен необходимым медицинским оборудованием в соответствии с СанПиН, имеется необходимый минимум медикаментов, имеется аптечка для оказания первой медицинской помощи. Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания.
В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующие мероприятия:
- проведение профилактических осмотров;
- мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
- осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
-обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
- осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
- осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
Оздоровительная работа в режиме дня включает физкультурно-оздоровительные мероприятия: закаливание, гимнастику пробуждения, пальчиковые игры, ходьбу по массажным дорожкам, упражнения на релаксацию, зрительную гимнастику, занятия физической культурой в групповых помещениях, на улице, утреннюю гимнастику, динамические паузы и физкультминутки. В МБДОУ оснащен медицинский кабинет для офтальмологического аппаратного лечения.
Для оздоровления и профилактики заболеваний имеются бактерицидные облучателей для очистки воздуха в каждой группе и помещениях, которые посещают дети.
Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г.N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»).
Медицинское обслуживание воспитанников обеспечивает БУЗ ВО ВГБ №16 на основании договора об организации медицинского обслуживания. МБДОУ предоставляет помещение с соответствующими условиями для деятельности медицинских работников в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ, Уставом МБДОУ, Договором безвозмездного пользования.
врач: Авдеева Наталья Владимировна
медсестра: Добрачева Наталья Турсунбаевна
Часы работы:
Пн. 8.00-16.00
вт. 8.00-16.00
ср. 8.00-16.00
чт. 8.00-16.00
пт.8.00-16.00
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МБДОУ имеется доступ к сети Интернет.
Ресурсы сети Интернет используются для взаимодействия с родителями, обмена информацией с коллегами и в иной методической деятельности сотрудников учреждения. В ДОУ создан, постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В ДОУ обеспечивается доступ воспитанников с ограниченными возможностями здоровья к информационным ресурсам посредством использования в образовательной деятельности мультимедийных проекторов, ноутбуков